• Контакты
  • Карта сайта
  • На главную
Все лучшее рядом
описание
Хранение личных вещей рядом со мной на карте камеры хранения www.skladovka.ru.
Главная страница Главная » Статьи » Наша история » Из истории сормовских улиц
ПечатьВерсия для печати

Статьи

Наша история

Из истории сормовских улиц

Увеличить

Сормово. Спасо-Преображенский собор (Здесь и далее - фото М. Дмитриева)

Пой, гармошка, душу трогай!
Веселись, гуляй, народ!
«Сормовска Больша дорога,
Сормовской большой завод!»
Сормовска Больша дорога,
Твои камешки тверды.
Ты всего видала много:
И веселья, и беды.
Здесь стояли баррикады —
Взрывы рвали тишину…
По камням твоим отряды
Уходили на войну…
Шли на ярмарку подводы —
Пели ухари-купцы…
Здесь толпою шли к заводу
Наши деды и отцы.
И в веселье, и в тревоге
По тебе шагаю я —
Сормовска Больша дорога,
Путь-дороженька моя!

     Николай СИМОНОВ

Эти стихи нашего рабочего поэта, написанные в ритме частушек знаменитого наигрыша – «Сормача», – дают поэтическую характеристику главной улице Сормова.

«…Вся слезами улита, по ней гуляют рекрута»

В летописных источниках деревня Соромово впервые упоминается в 1542 году. Нетрудно подсчитать, что нашей главной улице не менее 467 лет. Более трех столетий жизнь проселочной улицы-дороги была однообразной.

Пожалуй, лишь однажды ее дремотный покой был нарушен — в 1612 году, когда балахнинский мещанин Кузьма Минин вел по Большой дороге ополченцев для освобождения Москвы от польских захватчиков.

Уже с конца позапрошлого века Большая дорога стала основным местом общения сормовичей. По этой улице ходили в гости. В январский мясоед одна за другой справлялись свадьбы — молодые направлялись по Большой дороге венчаться — либо в Александро-Невскую церковь, либо в Спасо-Преображенский собор. Летними вечерами молодежь, принарядившись, выходила на Большую дорогу погулять. Парни курили, девушки лузгали семечки. Шли по улице, взявшись под руки, шеренгами, и под залихватские разливы гармошки пели «Сормача», песни и припевки. Временами, образовав круг, пускались в пляс — тут и «барыня», и кадриль, и полька…

Осень на главной улице Сормова проходила в бесшабашном гулянии новобранцев-рекрутов. По Большой дороге уходили они в Балахну, на призывной пункт. В былые времена в армии служили и по 25 лет, потому, видно, и родилась такая невеселая частушка:
«Сормовска Больша дорога
Вся слезами улита,
Вся слезами улита —
По ней гуляют рекрута… »

«На свете много улиц славных, но не меняю адрес я…»

Появление в 1849 году на берегу Волги близ Сормова «Нижегородской машинной фабрики» изменило не только уклад местной жизни, но и облик главной сормовской улицы. С появлением в конце XIX века кирпичного завода, на «машинной фабрике» были построены уникальные здания промышленной архитектуры в так называемом «кирпичном стиле». Этот стиль повлиял и на внешний вид нашей главной улицы.

«Архитектурным треугольником», который организует все окружающее пространство и формирует неповторимый облик Сормова и сегодня, в начале ХХ века становится комплекс зданий из красного кирпича: это поднявший центральный купол почти на 40 метров Спасо-Преображенский собор, построенный в 1905 году по одну сторону Большой дороги, и два трехэтажных здания напротив. Одно из них стало клубом инженеров и служащих Сормовского завода, или, как тогда говорили, «общественным собранием». В 20-е годы прошлого века, когда на несколько лет Сормово приобрело статус города, здание стали называть «гортеатром».

Сегодня оно известно как «старый дом пионеров». В другом здании жили семьи сормовской технической интеллигенции. Все три сооружения спроектированы знаменитым нижегородским архитектором Павлом Малиновским. Здание четырёхэтажной каменной церковно-приходской школы — «школы баррикад», — построенной также по проекту П.П. Малиновского, и торгово-доходного особняка по соседству (много лет здесь размещается музыкальная школа им. Б.Мокроусова) стали как бы другой вершиной «архитектурного треугольника» Большой дороги.

С приходом советской власти архитектурный облик главной сормовской улицы, ставшей сначала Большой шоссейной, а потом улицей Коминтерна (Коммунистического Интернационала), продолжал меняться. Десятилетие Октябрьской революции было отмечено установкой памятника В.И. Ленину на месте баррикадных боев 1905 года. Через год рядом со «школой баррикад» выросли так называемые «сормовские небоскребы» — четырехэтажные жилые дома из красного кирпича с белыми пилонами, выполненные по проекту Ивана Неймана.

В 1934-м в начале улицы на поселке им. Калинина появился ряд зданий в стиле «советского классицизма», крышу одного из них украшала белая колоннада.

В 1937 году архитектурный центр Сормова окончательно оформляется: здесь построены «дом стахановцев» (№ 168), гостиница (ныне универмаг «Муравей») и дом для инженерно-технических работников завода. Улица Коминтерна стала главной улицей праздничных торжественных шествий в Сормове. О дальнейшем ее развитии — в следующей публикации.

Автор: Валерий КОЗЛОВ, Красный Сормович

Фотоматериалы

Увеличить
Изданiе фотографа М. Дмитрiева въ Н. Новгородь. 1911
Увеличить
Сормово. Контора заводовъ.
Увеличить
Сормово. Общий вид. 1911 г.
 
Увеличить
Сормовские верфи
Увеличить
Сормовские верфи
Увеличить
Сормовский затон во время ледохода
 
Увеличить
Старо-Канавная улица. 1911 г.
Увеличить
Сормовский пожар нефти в половодье
Увеличить
Училище при Сормовских заводах
 
Увеличить
Судостроительная верфь завода Сормово
Увеличить
В цехах завода Сормово
 
Наверх
   Информационное наполнение
© 2008-2015 ООО «Регион-ИНФО»