|
Статьи
Твои люди, Сормово
Профессия — адвокат
Светлана Сайчева, адвокат Адвокатской конторы Московского района Нижегородской областной палаты адвокатов. Светлана Анатольевна — коренная сормовичка, первое ее образование — техническое, работала инженером-конструктором в отделе автоматизации и механизации на «Красном Сормове». Но почувствовав, что это — не ее, не по душе, Светлана смогла решиться развернуть свою жизнь на 180 градусов. Пошла работать следователем в Сормовское РУВД, получила второе высшее юридическое образование. Благодаря целеустремленности и смелости, а также поддержке любящих мужа и родителей ей удалось преодолеть все трудности и реализовать свою мечту. Уже шестой год Сайчева работает адвокатом. Однако она до сих пор верна себе, предпочитает брать дела уголовного судопроизводства, говорит, что это более созвучно ее душе, что именно в этой отрасли чувствует себя наиболее полезной и необходимой людям.
— Светлана Анатольевна, помогает ли опыт работы в следственных органах в вашей сегодняшней деятельности?
— Безусловно, так как основная часть моей работы — поддержка людей, попавших в сложные жизненные ситуации, как раз в рамках уголовного судопроизводства. Во-первых, в случае заключения с подозреваемым или обвиняемым договора на защиту. Как правило, люди обращаются к адвокату, если до этого уже имели успешный опыт совместного сотрудничества, либо по совету знакомых. Во-вторых, в палате адвокатов мы осуществляем обязательные дежурства. Обязательно участвуем при проведении всех следственных действий с участием задержанных лиц, а затем осуществляем защиту в суде, всеми возможными законными методами пытаясь установить истину по делу.
— Как проходят дежурства?
— Как только человек получает статус адвоката, он тут же привлекается к дежурствам руководством консультации, к которой он прикреплен. Ежемесячно составляется график работы, в соответствии с которым мы представляем интересы людей, неспособных самостоятельно оплатить услуги адвоката. То есть, осуществляем ту же самую работу, но уже за счет государства.
— Какие положительные и отрицательные моменты, на ваш взгляд, присутствуют в работе следователя и адвоката?
— И та, и другая работа знакомы мне не понаслышке. И я могу сказать, что они кардинально отличаются. Объединяет их, по-моему мнению, сложность, как и в любой другой работе с людьми. Обе эти профессии требуют не только юридических познаний, но и знаний психологии и логики. Необходимо, прежде всего, суметь расположить к себе человека, вызвать его доверие, наладить взаимосвязь. В работе адвоката это, наверное, все же более значимая составляющая. Главным положительным моментом своей работы считаю ее результат. Огромный заряд положительной энергии и импульс к дальнейшей деятельности получаю, когда вижу радостные лица своих клиентов по окончании судебного разбирательства.
— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных случаях из вашей адвокатской практики.
— Каждому делу я стараюсь отдавать много времени и души, и поэтому сказать, что какое-то из них интересное, а какое-то нет, наверное, все-таки нельзя. Но бывают в работе наиболее запоминающиеся эпизоды, которые остаются с тобой навсегда, так как чувствуешь, что с твоей помощью исправлена следственная ошибка, восторжествовала справедливость.
Не так давно, например, проходило расследование по уголовному делу, в котором молодой человек привлекался за совершение особо тяжкого преступления (разбойного нападения с причинением тяжкого вреда здоровью). Однако я интуитивно чувствовала, что мой подзащитный не обманывает, говоря, что не совершал этого преступления. О том же свидетельствовала информация, которую удалось о нем собрать: студент, никогда не привлекался к уголовной ответственности, везде положительно характеризуется.
Работая над делом, я поняла, что ему необходимо помочь, даже, может быть, не только для него самого, но и для его близких. Особенно тяжело было смотреть на мать. Дело расследовали более полугода, несколько раз оно возвращалось из прокуратуры с обвинительным заключением, следствие возобновлялось. Пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы сдвинуть эту массу недоверия.
В итоге доказать невиновность молодого человека удалось лишь благодаря работе адвокатов (в связи со сложностью дела мы работали в паре с моим коллегой).
Это дело дало мне огромный дальнейший стимул. Адреналин, безусловно, присутствовал в процессе работы. Оказалось, совершенно необязательно спускаться с гор, чтобы получить подобное удовольствие. С бывшим своим подзащитным мы до сих пор общаемся, он даже говорит, что этот этап в жизни ему запомнится, как ни странно, скорее со светлой стороны. Ведь он все-таки не разуверился в правде и справедливости.
— Как вам кажется, сложней ли женщинам работать в этих профессиях?
— Опираясь на свой опыт, скажу, что большинство следователей и адвокатов — как раз женщины. Уж насколько это сложнее — не знаю. Наверное, ненормированный рабочий день создает женщинам дополнительные трудности, так как в первую очередь на них держится семья и воспитание детей. Ну, а что касается какой-либо дискриминации, лично я ни с чем подобным никогда не сталкивалась.
— Сейчас очень многие молодые люди мечтают о карьере адвоката. Какими качествами, по-вашему мнению, должен для этого обладать человек, и какие шаги для этого необходимо предпринять.
— Целеустремленность — прежде всего. Адвокатом никто не рождается, чтобы им стать, нужно приложить немалые усилия. Сначала получить юридическое образование, затем не менее двух лет проработать по специальности и сдать довольно сложный квалификационный экзамен в областной палате адвокатов. Ну и соответственно уже работать, и делать это так, чтобы люди тебе поверили и шли к тебе. Потому что просто так дела не раздают, и необходимо понимать, что рассчитывать сразу на материальное изобилие нельзя.
— Часто ли удается сдать экзамен с первого раза?
— Мне сложно сказать за всех. Сдают и с первого, я в том числе. Но знаю много людей, которым повезло лишь со второго или даже третьего раза. Некоторых первая же неудача останавливает, и они больше не возобновляют попыток. Это опять же вопрос целеустремленности и упорства.
В целом экзамен подразумевает наличие обширных знаний по юридической специальности и не замыкается на уголовном судопроизводстве. Необходимы знания гражданского, трудового, семейного права, пенсионного и административного законодательства, арбитража и т. д. То есть комплексный подход, которым в том числе и славится Нижегородская палата адвокатов, а также тем, что никакой легкости при сдаче экзамена и «случайных» людей в профессии здесь не бывает.
— Как же молодому адвокату, выдержавшему это испытание, получить первое дело?
— У некоторых получается заключить договор со знакомым человеком. Но чаще всего зарекомендовать себя удается благодаря дежурствам в адвокатской конторе, о которых мы уже говорили.
— Ваша дочь учится на юридическом факультете. Повлияли ли вы в какой-то степени на ее решение?
— Это был ее собственный выбор. Скажу по секрету, мне всегда хотелось, чтобы она стала врачом. И все мои усилия и убеждения были направлены на это. Но Даша настояла на своем: «Я постоянно вижу тебя и папу за разговорами и занятиями в правовой сфере, и я тоже очень хочу стать юристом». Правда, она еще не выбрала в какой области ей работать.
— На телевидении сейчас много передач и сериалов на правовые темы. Насколько они соответствуют действительности?
— Чрезвычайно популярные сегодня сериалы о деятельности оперативных работников, следователей, адвокатов, судей и т. д. совершенно не имеют ничего общего с реальностью. Все в них до крайности приукрашено. Лично я не могу их смотреть.
А что касается, например, передачи «Час суда», то она снимается по материалам реальных дел. Но нужно понимать, что телевидение подразумевает зрелищность, и в настоящих судах обстановка гораздо скромнее. Со мной однажды случился курьезный случай. На прием пришла бабушка и попросила написать апелляционную жалобу. Когда я прочла решение суда, спросила, что именно она собирается оспаривать, ведь решение принято в ее пользу. На что бабушка заявила, что смотрит «Час суда» и знает: «слева от судьи должен стоять флаг, а справа висеть герб»…
— Однако представляется, что подобные передачи играют значительную образовательную роль. Можно ли сказать, что в последние годы население стало более юридически грамотно?
— Несомненно, и я постоянно в этом убеждаюсь. Порой люди решают обратиться в суд по истечении многих лет. Например, совсем недавно я помогала с оформлением документов женщине, потерявшей квартиру в результате мошенничества почти десять лет назад. Тогда она посчитала невозможным «доискаться правды» и столько лет ничего не предпринимала. А сейчас отчаянно борется за свои права, и я думаю, имеет все шансы на победу.
|