|
|||||||
|
|||||||
|
СтатьиТвои люди, СормовоВ центре событий90 лет назад на Сормовский завод пришел новый главный инженер - талантливый кораблестроитель Н. Н. Кутейников. В 1918 году Нижний Новгород остался единственным портовым городом советской России с развитой судостроительной промышленностью. Именно сюда железнодорожными вагонами везли орудия, снятые с судов Балтийского флота, именно сюда направились моряки затопленного Черноморского флота, отсюда на фронта революции уходили бронепоезда. В Нижний Новгород был направлен талантливый инженер - кораблестроитель Николай Николаевич Кутейников. Николай Николаевич родился в 1872 году в семье одного из самых известных кораблестроителей того времени Н. Е. Кутейникова (впоследствии генерал-лейтенанта Адмиралтейства). Пойдя по стопам отца, он сумел не только перенять его всесторонний опыт, но привнести в судостроение множество различных новшеств. В 1892 году Кутейников окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте, после чего он был отправлен на Балтийский завод помощником судостроителя. В это время на заводе строился крейсер "Рюрик", спроектированный его отцом. Через два года Николай поступает в Морскую академию, сразу на два отделения - корабельное и механическое, и оба с отличием заканчивает. В 1901 году в "Вестнике общества морских инженеров" Н. Н. Кутейников опубликовал статью "Разбор элементов подводных судов". Это работа помогла в проектировании первой русской боевой субмарины "Дельфин" (главный конструктор И. Г. Бубнов). В 1904 году Кутейников получает приказ отправиться в Порт-Артур. С собой он берет бригаду работников с Балтийского завода. В Порт-Артуре он одним из первых применил ремонт кораблей в море с помощью деревянных кессонов, которые практически полностью заменяли сухой док. Во время боевых действий в порту было множество поврежденных судов и для всех не хватало доков, а быстрота ремонта в таких условиях равноценна жизни. Здесь в тяжелейшей обстановке в полной мере смог проявиться талант инженера Кутейникова, который смог за короткие сроки обеспечить своевременный и надежный ремонт судов Российской эскадры. В 1905 году он опубликовал статью "Из опыта корабельного инженера под Порт-Артуром", где доказал, что причина военной неудачи не в качестве судов, а в неумелом их использовании. Под руководством Кутейникова проходило строительство первого российского корабля класса "дредноут"-"Севастополь". Затем Кутейников разработал уникальный проект дизельного броненосного крейсера водоизмещением 19000 т, задолго опередив немецких изобретателей. В 1918 году все океанские и морские порты России были небоеспособны: Балтийский флот заперт в Финском заливе, Черноморский флот потоплен, Тихоокеанские порты оказались в руках японцев. Именно в этот момент Кутейников направляется в Нижний Новгород, который становится центром России, а Сормовский завод - главным заводом страны. Красной армии нужен был флот, способный передвигаться по рекам и небольшим водоемам. Перед Кутейниковым как главным инженером завода стояла сложнейшая задача: перестройка речных пароходов и барж в военные суда. Навеска дополнительных железных плит, установка пушек на суда, технологически совсем для этого не предназначенных, требовали огромного инженерного мастерства. Кутейников справился со своей задачей превосходно. В течение всей войны в Сормове ремонтировались и вооружались суда Волжской и Каспийской военных флотилий. В 1920 году на заводе был построен первый советский танк типа "Рено", налажен поточный ремонт железнодорожных вагонов, что в условиях войны было жизненно необходимо. Для работников Сормовского завода Кутейникову удалось выбить дополнительный паек, что помогло им в условиях повсеместного голода прокормить семью. К сожалению, в самом рассвете своих сил, на 49-м году жизни, Николай Николаевич заболел сыпным тифом и в начале 1921 года скончался. Был похоронен на Сормовском кладбище. В последний путь работники завода несли его на руках. Источник: http://www.sormovich.nnov.ru
|
||||||
Наверх | |||||||
|