29 марта 2010 г.
Непривычную для россиян модель западного законодательства, согласно которой несовершеннолетние подростки вправе засудить своих родителей за малейший проступок, могут утвердить и в России. Соответствующий законопроект принят уже в двух чтениях. Подобная инициатива, по словам начальника региональной комиссии по делам несовершеннолетних Татьяны Курановой, может обернуться для нижегородцев непредвиденными последствиями. Дети, наделенные небывалыми правами, выйдут из-под контроля взрослых и станут обращаться в суд по каждому пустяковому поводу.
- Наверняка каждый родитель хотя бы раз в жизни щелкнул ребенка по лбу в качестве воспитательной меры, - говорит Татьяна Олеговна. - А теперь представьте, что все эти дети вдруг обратились за помощью к судье - нелепость. Я считаю, что редкие подзатыльники и затрещины подрастающему поколению во благо. К тому же в нижегородских социально-реабилитационных центрах просто не хватит мест.
Разговоры о подобном нововведении ведутся в нашей стране аж с 2001 года. Именно тогда российские парламентарии предложили внести некоторые поправки в Федеральный закон "О судебной системе в Российской Федерации", согласно которым несовершеннолетний россиянин наделяется множеством дополнительных прав. К примеру, родителям запрещается "вторгаться на территорию ребенка" без его разрешения (имеется в виду детская комната), принуждать подростка к работе по дому, включая мытье посуды, поход в магазин, уборку квартиры, или не отпускать чадо на дискотеку, что классифицируется как "нарушение законного права на отдых". При этом "крохе" разрешается заниматься самостоятельным сексуальным просвещением, делать аборты или вступать в половые связи, минуя согласие пап и мам, а в случае если те воспротивятся - подать на них в суд.
В тюрьму за подзатыльник
Если дело и впрямь дойдет до судебного разбирательства, выраженное ранее словесное несогласие грозит родителям штрафом от одной до двух с половиной тысяч рублей (должностные лица понесут административную отвественность размером от трех до четырех тысяч, юридические лица - от пяти до десяти тысяч рублей). Если же за грубым словом последует действие, например подзатыльник или пощечина, которые ювенальный суд вполне может классифицировать как жестокое обращение с несовершеннолетним, взрослого приговорят к общественным работам либо отправят в места не столько отдаленные (срок заключения - до трех лет). О том же, чем грозит отцу традиционное воспитание ремнем, и подумать страшно.
- На Западе ювенальные суды существуют давно, однако зарубежная модель и российская действительность существенно отличаются друг от друга, - говорит начальник отдела по обеспечению деятельности комиссий по помилованию, по правам человека и вопросам проведения административной реформы государственно-правового департамента Нижегородской области Александр Гаврилов. - К примеру, за границей действуют так называемые службы пробации, которые курируют неблагополучных подростков, ведь каждая ситуация требует индивидуального подхода и рассмотрения. В противном случае дело просто дойдет до абсурда.
Поживем - увидим
Действительно, мало ли какие глупости способен совершить избалованный подросток в порыве гнева, поэтому споров среди российских парламентариев наверняка будет еще немало. Что же касается Нижегородской области, в конце апреля комиссия по помилованию планирует провести заседание, главная тема которого - применение ювенального законодательства на Нижегородской земле. На нем, по словам Александра Гаврилова, будут рассмотрены обе стороны медали, а итогом мероприятия станут вынесенные в адрес областного правительства рекомендации.
|