30 августа 2010 г.
Не так давно Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области пообещало провести проверку повышения цен на социально значимые продукты в нашем регионе. Глава местного управления службы Михаил Теодорович, правда, обмолвился, что у его ведомства пока маловато фактов по разным группам продуктов. И, как мы знаем, не в компетенции УФАС создавать комиссии для последовательного «чеса» торговых точек с фиксацией ценников и последующим предписанием их поменять. Нижегородцы же меж тем сталкиваются с этими «недостающими» фактами на каждом шагу — ценники на крупы в магазинах и на рынках города и области просто поражают. Что же делать бедным людям, пока чиновники ведут длительные расследования? Мы-то живем здесь и сейчас…
Грязновато, но дешевле
Оптовая продуктовая база на улице Бекетова, что за музыкальным училищем, кишит народом с самого утра, ведь здесь торгуют и в розницу, но по оптовым ценам. Огромные «хвосты» из людей почти в каждый киоск, кто-то занимает очередь сразу в несколько точек. Это вам не универсам — тут грязновато, к киоскам ведут порой шатающиеся деревянные ступени, продавцы покрикивают… Но нищим пенсионерам это не главное — цены то, цены! На крупе сэкономишь рублей пять, на консервах рублей восемь, а на кильке для Барсика — так и полтинничек можно, отчего же бы и не потерпеть плохой сервис… В крошечном рыбном отделе, что находится в подвале, очередь закругляется серпантином, душно, рыбный запах сбивает с ног. Старушка дрожащими руками отсчитывает 145 рублей за килограмм сушеной воблы.
— Спекулировать пойдешь, бабулька? — радостно спрашивает детина, вешающий рыбу, пакет с воблой получается внушительный, ведь отдельная рыбка — легкая.
— Нет, милок, я за прилавком не высижу, упаду… Просто после воблы есть не хочется — только пить… — отвечает та.
— Довели народ… — всхлипывает кто-то в очереди…
Народ доводит себя сам
В этом уверен бухгалтер одной из бакалейных оптовых баз в Нижнем Новгороде Анатолий Хромченко (имя изменено. — Авт.).
— Когда ко мне в начале августа пришел хозяин и, радостно потирая руки, сказал, что с завтрашнего дня мы поднимаем цену на гречку вдвое (откуда, кстати, статистики берут эти якобы 70 процентов? Считать не умеют, что ли? Разве 25 рублей и 50, а то и 70 — это рост на 70 процентов?), а на остальные в среднем рублей на десять, я сразу понял, что мы будем переживать очередной искусственный ажиотаж. Людям в головы вбивается, что, мол, ничего не будет, полки скоро опустеют, караул, кошмар, пожары, голод… Для правдоподобия недели две товар придерживается на складах, а потом выдается с завышенным ценником — простая отработанная схема. Знаете, я работаю в этой сфере, но у меня отец — старик, живет один, и его друзья-соседи такие же бедные пенсионеры, сердце же кровью обливается, когда смотришь, как они пытаются выжить. Я своим помочь могу, а ведь кто-то совсем без поддержки… Но поражает, как люди каждый раз ведутся на одну и ту же сказку! Ну ответьте, граждане дорогие, ну хоть один товар исчезал у нас навсегда хоть после какого-нибудь кризиса? Ведь ни один! Так почему до сих пор не научились бороться с этой торгашеской наглостью? Не ждите, что кто-то что-то за вас сделает, начните с себя, ведите себя сознательно! А не как зомби — а-а-а, побежали прилавки громить, ведь тетя Маша сказала, что надо запасаться…
По мнению оптовика, сознательное поведение — это прежде всего устойчивость перед психологической атакой продавцов. Не нужно слушать россказни про грядущий дефицит. Не нужно мешками тащить домой товар — в стране есть стратегический запас, власти регулируют экспорт, чтобы не оставить народ без еды. Вместо этого не стесняйтесь упоминать про антимонопольный комитет, фотографируйте ценники, просите книгу жалоб и откровенно оставляйте в ней сообщение для хозяина торговой точки — мол, друг ситный, я на всякий случай сообщу ваш адресок, кому следует. И выполняйте свое обещание. Если есть выход в Интернет, оставляйте свои сообщения с данными о ценах везде, где можно, на сайтах соответствующих ведомств, всех руководителей, хоть президента.
|