18 июля 2011 г.
Помните, в песенке чиновников из фильма «Забытая мелодия для флейты» были такие слова: «Нас не бьют за отказы, запреты. Мы как в танках в своих кабинетах». И вот, наконец, свершилось. На днях президентом РФ внесена поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая должна завершить эру высокомерного отношения чиновников к челобитным простых людей, вводя за это наказание рублем. Теперь за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностное лицо может схлопотать штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Футболят нашего брата
По всей видимости, ситуация с отрешенностью российского чиновничьего племени от народа достигла своего апогея, если иначе как штрафными санкциями ее уже нельзя было разрешить. Многие люди, не добившись помощи, вынуждены сочинять жалобы на самый верх, президенту или премьеру. И вот пишут пенсионеры и многодетные матери первым людям государства о провалившейся крыше, о проблеме с пропиской и так далее. Только в июне этого года из Приволжского федерального округа Дмитрию Медведеву поступило порядка 10 тысяч вопросов, из которых около 3 тысяч касались жилищно-коммунальной, социальной и экономической сферы.
— Принятый в 2006 году закон о порядке рассмотрения обращений граждан по сути мало что изменил в отношениях должностных лиц государственных и муниципальных учреждений к обращениям граждан. И поэтому дополнительный «стимул» для государственных чиновников более ответственно и уважительно относиться к обращениям, просьбам и жалобам людей был необходим, — говорит уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Василий Ольнев.
Штрафы надо вдвое
Итак, сам порядок рассмотрения обращений граждан расписан в одноименном законе, вышедшем в мае 2006 года. И если, скажем, у нашего читателя есть подозрение, что какой-то столоначальник неправильно повел себя с его жалобой, то убедиться в этом можно, прочитав данный документ. Так, в законе говорится, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. И лишь только в исключительных случаях срок рассмотрения запроса или жалобы гражданина продлевается еще на месяц, причем чиновник обязан об этом известить жалобщика.
— Да, конечно же, не всегда получается рассмотреть обращение в установленные сроки, — констатирует уполномоченный. — Например, нам самим по судебным делам иногда приходится годами заниматься обращениями, иногда с результатом, иногда без результата. Но когда чиновник объясняет обратившемуся гражданину объективные причины задержки ответа, то люди, как правило, относятся к этому с пониманием.
Конечно же, далеко не все чиновники поголовно равнодушные и черствые. По словам Василия Ольнева, лично ему на волокиту должностных лиц граждане жалуются нечасто.
— Те чиновники, которые формально относятся к обращениям граждан, считая это делом второстепенным, как раз и будут платить штрафы. Надеюсь, если недобросовестный чиновник однажды будет наказан рублем, то он вряд ли когда еще допустит неуважение к простым людям. Но я думаю, что воспользоваться новой поправкой и наказать нерадивых чиновников захочет немало наших граждан.
По опросу, проведенному «НН», нижегородцы с одобрением восприняли данную поправку в нашем законодательстве. Правда, сумма штрафов многих не удовлетворила. По мнению граждан, их нужно поднять как минимум в два раза.
|