16 февраля 2012 г.
«Аттестационные требования невыносимые, невыполнимые! Ждем изменения. Работать-то кто будет?» — читаем вопрос на сайте Нижегородского института развития образования. «Старые кадры из школы скоро уйдут, потому что заслуженные педагоги не сядут за компьютер на это унизительное учительское ЕГЭ», — делится заслуженный учитель с нашим корреспондентом.
Все равно что дети
Такие отчаянные заверения начали раздаваться не случайно. Без прохождения аттестации и получения соответствующей квалификации оплата труда учителя становится меньше. Сейчас она зависит от того, сколько к базовой ставке добавится за категорию, классное руководство и другие заслуги. А учителя все еще предпочитают набирать непосильное количество часов, чтобы получить хотя бы чуть больше. Зарплату с этого года им повысили, но не настолько, чтобы можно было махнуть рукой на аттестацию.
Требования федерального министерства изменились только по порядку самой процедуры, но новые стандарты измерения профессионального уровня вызывают у педагогов панику. Так что же там такого запредельного, если законопослушные учителя готовы отлынивать, как последние двоечники?
— Как было раньше? — вспоминает педагог младших классов Ирина Н. — Учитель проводил показательные, открытые уроки, его труд оценивался по результатам работ учеников. Все это не отнимало рабочего времени. Теперь, чтобы подготовиться к аттестации, я должна перелопатить целую гору дополнительной литературы, порой ненужной для самих уроков. Надо, как профессору, разбираться в юридических вопросах, поднять пласт научных разработок. Значит, приходится отодвинуть в сторону стопку детских тетрадей и, извините, заняться собой. Вдобавок опубликовать научные статьи в газетах или журналах и собрать о себе портфолио, где будет точно указано, какие мероприятия и как он проводит, сколько отличников в классе, сколько участников олимпиад, какие грамоты ему вручили.
Плачь, но иди
— Никто не смотрит, что замшелых хулиганов учитель дотянул до тройки и каких запущенных детей воспитал-таки, — добавляет заслуженный учитель Наталья П. из автозаводской школы. — К тому же нужно иметь компьютерную презентацию методической разработки раздела учебной, воспитательной программы. Все это входит в процедуру аттестации. Мне, как пожилому учителю, потребуется вовсе бросить школу на год, чтобы разобраться со всем этим. Доверять учителю перестали не снизу — родители, а сверху — чиновники.
Как выяснилось, не желают проходить аттестацию многие пожилые педагоги, составляющие «золотой запас» профессии. И хотя им кажется, что процедура довольно унизительна, таков, извините, приказ министерства, объясняют руководители школ. Плачь, но иди.
Но есть на сайте НИРО вопросы, которые требуют конкретного разбирательства: «Почему проведение аттестации на первую квалификационную категорию и на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений является платным (осуществляется на возмездной основе)?" Обтекаемый ответ на том же сайте подтверждает, что оплата идет из муниципальных бюджетов, из школ и управления образования. Составляются договоры. Но в то же время отмечено, что на многие процедуры тестирования, разработку заданий, лицензионное программное обеспечение и прочие институт не может тратить собственные средства.
Учителю, собственно, все равно, лишь бы не шли на это средства стабилизационного фонда школы, который призван увеличивать зарплату учителям в зависимости от их конкретных успехов…
|